|
Раскрути до пятнадцати.
(статья Владимира Войтенко из журнала "МОТО")
Одна
из задач форсировки мотора - повысить его "обороты". Препятствия на этом пути
таятся не только в механике (инерционность деталей цилиндро - поршневой группы и
работоспособность подшипников), газодинамической системе, но и электрической. На
ее доводке и сосредоточим внимание. Что я сделал со своим "Пилотом"? Прежде всего,
проанализировал схему серийного коммутатора БКС 2МК211. Что в нем ограничивает
предельную частоту вращения коленчатого вала? Оказалось, что выходная емкость
просто не успевает зарядиться. Причина - в принятой схеме удвоения при которой
напряжение в цепи растет поэтапно, заряжая последовательно два конденсатора.
Избавиться от этого недостатка помогает мостиковая схема зарядки конденсатора
(на схеме - С1).
Схема электронного коммутатора и применяемые детали: С1 -
конденсатор МБГП-1-400 В -1,0 мкф ± 10%; VD1 - диод КЦ402А; VD2, VD3 -
стабилитрон 2С950А; VD4 - диод Д202К; VD5 - диод 258В104; VS1 - тиристор
Т112-16-10; R1 - резистор МЛТ-05-51 Ом.
Разобравшись с коммутатором, стал искать достойную замену генератору. Родной
"пилотовский" не понравился - считаю, у него чрезмерная масса. Тогда попробовал
поставить тот, что у "Совы", - практически при такой же массе его мощность,
что расходу ется на освещение, больше в полтора раза (90 Вт против 60).
В этом генераторе (80.3701) воспользовался одной из двух катушек -
для полного заряда конденсатора ее мощности вполне хватает.
Причем оба вывода обмотки подсоединил к диодному мосту, минуя массу. Мотор стал
"перекручивать" - свыше 10000 оборотов, но делал это как-то неохотно. Чтобы
разобраться в причине, подключил к выводам датчика осциллограф. На экране
прибора возник целый частокол импульсов: помимо основного, образуются пять
дополнительных. Они ниже по уровню, но на высоких оборотах вполне могут давать
ложные сигналы, и искра начнет проскакивать 2-3 раза за один оборот вместо
одного.
Форма импульсов датчиков систем зажигания: а - заводской со
встроенным датчиком; б - с выносным датчиком; 1 - импульс в установленный
момент зажигания; 2 - "паразитные" импульсы-наводки.
Понятно, что один раз это происходит вовремя, остальные же - "паразитные"
разряды, они только уменьшают мощность основного. Специалисты - электронщики
подсказали, что "частит" генератор потому, что такая его конструкция. Ведь
датчик расположен внутри, среди световых катушек, к тому же на роторе имеется
куча магнитов. А потому какие фильтры в схему не вставишь, все равно от помех не
избавиться. Что делать? "Отделять мух от котлет" - вынести датчик наружу. С
этим возиться не спешил и пробовал использовать генераторы с выносными датчиками
от "Минска" и "Карпат". Работали они получше, количество паразитных всплесков
на осциллографе уменьшилось. Но все равно импульс выходил не идеальным -
виновата в том конструкция датчика. Точнее магнита, который массивный,
кольцевой. Так, методом проб и ошибок пришел к выводу, что нужно ставить
выносной датчик с маленьким "точечным" магнитом. Например, от автомобильного
датчика Холла. Такие датчики отечественного производства (зеленого цвета)
продаются в любом автомагазине.
Крепление к ротору магнита от автомобильного датчика
Холла.
Магнит цилиндрический, имеет небольшую конусность. Я его
еще немного доработал на точиле - придал конфигурацию пули с тупым концом.
Обрабатывать магнит следует очень деликатно, не перегревая, иначе он разрушится.
Корпус магнита выточил из алюминия, а "пулю" вклеил герметиком. Закрепить датчик
удобнее всего на внешней поверхности маховичного ротора генератора "Пилота".
Специальную балансировку ротора не проводил, ведь масса датчика всего-то
пять-шесть грамм, это как слону дробина. В качестве обмотки датчика использовал
готовый узел от генератора "Карпат". Разместил его в нижней части картера, в
которой достаточно места. Установил зазор 1,5 мм и опережение (по маховику) - 20
градусов. Это соответствует рекомендованному заводом-изготовителем
опережению зажигания 1,6 мм до ВМТ. Все дефекты зажигания уже ликвидированы.
Теперь мотор без нагрузки "раскручивается" до 15 000 об/мин, устойчивее работает
во всем скоростном диапазоне. Мощность возросла до 6,8 л. с. на колесе.
|
|